Развитие интегративной деятельности нервной системы
Внимание является одним из важных психофизиологических функций оптимизации процессов восприятия и обучения. Согласно современным представлениям (Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, 2001; Ганонга Уильям Ф., 2002) внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов. Функциональной основой внимания являются сложные системные акты, происходящие с участием коры полушарий, ретикулярной формации, среднего мозга и лимбической системы. Внимание бывает непроизвольным и произвольным. Признаки непроизвольного внимания проявляются у детей с первых дней рождения, но более или менее это качество формируется в 2-3 месяца: сначала в виде ориентировочных реакций, а далее постепенно приобретает исследовательского характера. Вместе с формированием системы восприятия речи, состоит социальная форма внимания, в том числе на речевые сигналы. Однако до 5 лет эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием на новые раздражения. В 6-7 лет интенсивно развивается произвольное внимание, в том числе на языковые инструкции. Вместе с последующими постепенным структурно-функциональным созреванием лобных областей коры детей, появляется способность к локальной активации тех или иных центров коры, которая регулируется на основании анализа сенсорной информации. В результате этого у детей примерно в 9-10 лет начинает формироваться способность к концентрации внимания и сосредоточенности. В период полового созревания (11-14 лет) происходит ослабление корковых влияний на активационные процессы и уровень внимания может временно снижаться. Лишь в конце подросткового периода (15-17 лет) нейрофизиологические механизмы внимания становятся такими, как у взрослых.
Другие статьи по теме:
- Превителогенез- Теория развития биологических понятий
- Миграция первичных половых клеток
- Трудности
- Предмет и задачи генетики